Toyota Tundra – миллионник. Жизнь и судьба.

Million-mile-tundra-1
Million-mile-tundra-1

Ни один автопроизводитель не преминет указать в преимуществах своих моделей надежность, выносливость и долговечность. Однако на сколько километров или лет рассчитаны эти заявления - суждено узнать только покупателю каждого конкретного автомобиля.

Американец Виктор Шеппард купил свою Toyota Tundra SR5 DoubleCab 2007 года выпуска 29 мая 2007 года в дилерском центре Greg LeBlanc Toyota, который находится в городе Хаума, штат Луизиана. И до февраля 2016 года накатал на ней более миллиона миль (более полутора миллионов километров). Причем одометр перестал считать пробег на показаниях 999 999 миль и до визита в дилерский центр Виктор использовал показания пробега поездки, на котором на момент прибытия в дилерский центр накрутилось еще 3300 миль.

Million-mile-tundra-3

Виктор Шеппард - владелец небольшой частной компании, которая занимается доставкой различных грузов для компаний нефтяной отрасли. Проводя за рулем большую часть своей жизни, девять лет он провел, управляя Toyota Tundra. Нефтяные месторождения Луизианы и Северной Дакоты, поля нефтяных вышек в Калифорнии и Вирджинии - средний годовой пробег героической Toyota Tundra составлял около 200 000 километров и большая часть из них - с тяжелыми грузами в кузове и на прицепе.

За 9 лет Виктор посещал сервисную зону дилера Greg LeBlanc Toyota 117 раз и все это были регламентные работы, то есть ТО. Да, один раз пропала задняя передача, но Виктора это не особенно расстроило. По его словам "Заехать на сервис было некогда, много работы, и когда нужно было сдавать задом, я просто толкал машину со своим помощником". В другой раз сломался прерывистый режим работы стеклоочистителей, но этот вопрос на сервисе решили быстро во время очередного ТО.

"Миллион миль для Toyota Tundra - вообще не проблема. Я ухаживал за своим пикапом, посмотрите, ему 9 лет, а он и по кузову и в салоне - как новый. Да, конечно, обивка внутри не такая чистая, как была в 2007 году, но никаких протертостей сидений, посторонних звуков от панелей и прочих неприятных моментов. Я думаю, если увидите где-то на обочине Toyota Tundra - то водитель просто отдыхает - эти пикапы крайне редко ломаются".

Million-mile-tundra-2

Toyota Motor USA не могла не воспользоваться таким шансом и щедро отблагодарила Виктора Шеппарда за лояльность (в его компании 16 пикапов Toyota Tundra), вручив ему ключи от новенькой Toyota Tundra CrewMax Platinum с двигателем V8 5.7 литра, на которой он уже нацелился сделать еще миллион миль. А старую Tundra Виктора Toyota забрала себе для детальных исследований всех узлов, агрегатов и компонентов.

Было это в феврале 2016 года. С той поры прошло больше года. Toyota Tundra Шеппарда была доставлена на завод Toyota в Сан-Антонио, откуда выехала в 2007 году. Там ее разобрали буквально до винтика и изучили максимально детально.

Million-mile-tundra-4

Собственно, целью Toyota USA было разобрать весь автомобиль полностью, при помощи инженеров и механиков выявить возникшие неисправности, их причины, и изменить какие-то процессы на производстве, чтобы они не возникали в дальнейшем. План был очень хорош, однако пошло все совсем не так, как планировалось. Несмотря на то, что Toyota Tundra, которую уже успели прозвать "Зверь", эксплуатировалась очень интенсивно, часто с перегрузом, ездила на дальние расстояния и не по самым лучшим дорогам - ей достаточно было сделать большое ТО и можно было запускать ее накатывать новый миллион - никаких неисправностей выявлено просто не было.

Million-mile-tundra-5

4.7 литровый V8 "Зверя" начал свою жизнь 28 марта 2007 года во время ночной смены на заводе двигателей Toyota в Хантсвилле, штат Алабама. Там его собрали, провели полный цикл испытаний и после этого отправили на конвейер завода Toyota в Сан-Антонио, штат Техас. Он был одним из тысяч подобных двигателей, собранных в Хантсвилле в том году.

Открытый в 2003 году, завод собирал только двигатели 4.7 литра 2UZ-FE и стал единственным за пределами Японии, на котором стали собирать двигатели V8. Начинался он как небольшое предприятие с маленьким штатом сотрудников, что помогло создать настоящую семейную атмосферу в коллективе и сосредоточиться на качестве, чтобы оправдать доверие педантичного японского руководства.

Million-mile-tundra-6

"Нашей целью было обеспечить максимально возможное качество, на которое только мы были способны", - сказал Шейн Перри, руководитель производственной группы Toyota USA, - "Никто из нас даже и не думал про миллион миль - даже в мыслях не было".

Когда двигатель "Зверя" пришел на завод, команда Хантсвилля очень хотела его изучить. Однако методика изучения вызвала много споров. Перри хотел поставить двигатель на динамометрический стенд, чтобы изучить, как ухудшилась его производительность с течением времени. Однако Брюс Мьют, менеджер по качеству Toyota, был против этой затеи, беспокоясь о возможном повреждении двигателя при таких испытаниях.

Million-mile-tundra-7

Кроме того, проблемы со стендом были связаны с тем, что Toyota больше не производит двигателей 2UZ-FE и для установки двигателя "Зверя" на стенд его нужно было серьезно модифицировать. Однако Перри и его команда все-таки добились своего и установили двигатель на стенд. Задав ему темп в 5700 оборотов, они смотрели на показатели и не верили своим глазам - двигатель работал просто отлично - как новые двигатели, которые тестируются на стенде каждый день.

Разборка двигателя подтвердила данные приборов - поршни, клапана, коленвалы и сам блок - все было в превосходном состоянии! Детальное изучение также удивило инженеров - на стержнях клапанов практически не было нагара, на стенках цилиндров еще были видны поперечные выемки, а на коленвалах нет видимых меток износа. Единственное, что они нашли - небольшая отметина на подшипнике.

Million-mile-tundra-9

"Мы изучили блок, поршневые камеры и прочие детали в нашей лаборатории", - сказала Конни Робертс, менеджер по качеству Toyota, - "Конечно, они были не идеальны, но для миллиона миль они были практически как новые. Самым большим сюрпризом для нас были подшипники - они были, наверное, самые чистые из тех, что мы когда-либо извлекали из двигателей".

После замеров двигателя на динамометрическом стенде, изучения в лаборатории, измерений по спецификациям, команда вынесла заключение, что двигатель "Зверя" получил положительную оценку по 99 пунктам из 100, что позволило сделать заключение о полной исправности двигателя, отсутствия необходимости в капремонте и, по сути, дает возможность использовать его и дальше без проблем.

Million-mile-tundra-10

Памятуя, что Шеппард использовал пикап именно как грузовик, часто нагружая его до предела, инженеры тщательно изучили грузовой отсек и выяснили, что кузов "Зверя" не имеет ни одного повреждения или деформации, связанной с конструкцией кузова. Самые значительные повреждения были на колесных арках и то, Шеппард предупредил представителей Toyota, что это произошло из-за того, что в кузов был установлен поддон с тяжелым грузом, который не проходил между арками, поэтому пришлось установить его поверх. Соответственно, во время долгой поездки арки деформировались. При этом задний борт, несмотря на то, что часто находился в открытом положении под весом груза, работал все так же четко, только интегрированный амортизатор был слегка туговат по сравнению с новым.

Другими деталями, представляющими интерес, были рама и рессоры. Шеппард передвигался на Toyota Tundra на большие расстояния, часто по плохим дорогам, в разных погодных условиях. Однако инженеры не обнаружили ничего, что указывало бы на серьезные или критичные проблемы с коррозией или рессорами. Рама по геометрии и состоянию была в полном порядке, а рессоры работали, конечно, хуже новых, но вполне в пределах нормы и не требовали замены.

Вместе с тем, инженеры разобрали и кабину до голого металла. Примечательно, что она выглядит так, как будто только сошла с конвейера - без малейшего признака ржавчины.

Million-mile-tundra-11

Интересовали инженеров и детали интерьера. Например, замок водительской двери, который, наверняка, прошел через не один миллион циклов, работал точно по спецификации. Перчаточный ящик, центральный бокс, все отсеки для хранения и крышки - все было в идеальном состоянии. А вот сидения - передние и задние - специально отправляли для исследований в Японию. Ведь Шеппард, мужчина достаточно крупный, проводил за рулем массу времени и даже часто спал на заднем сидении, в ожидании погрузки или разгрузки. Японские специалисты признали сидения полностью соответствующими спецификациям и годными к дальнейшей эксплуатации без ремонта.

Существует масса технологий ресурсных испытаний, но лучших показателей, чем на "рабочей лошадке" с пробегом миллион миль - придумать невозможно.

Million-mile-tundra-12

Реальность такова, что этот пикап, спроектированный в Мичигане, произведенный в Техасе, являющийся уникальным для мирового портфеля моделей Toyota, с миллионом миль на одометре, все еще может продолжать без проблем колесить по дорогам и направлениям, при этом список деталей, подлежащих ремонту или замене такой короткий, что ни один механик не поверит.

Million-mile-tundra-13

Когда завершатся все исследования и проверки, Toyota Tundra "Зверь" будет собрана в исходное состояние и каждое подразделение Toyota USA планирует использовать ее в своих целях. Завод в Хантсвилле будет на ее примере обучать специалистов по качеству. Маркетинг и департамент продаж также не останутся в стороне и используют этот пример для обучения сотрудников дилерских центров.

В любом случае, эта Toyota Tundra - миллионник будет визуальным подтверждением философии Toyota о качестве, долговечности и надежности. Во всяком случае до тех пор, пока Шеппард не пригонит новую Toyota Tundra с пробегом миллион. А на сегодняшний день он уже больше года колесит по Америке, так что ждем!

Million-mile-tundra-14